Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции "Невербальные коммуникации в культуре". М., РГГУ, 1995, с.149-150.  

 

А.В.Смирнов

К вопросу об особенностях арабской семиотической теории

Цель сообщения состоит в том, чтобы показать некоторые характерные особенности семиотической теории, созданной классической арабской филологической наукой, в сравнении с западной семиотикой.

1. Знак дает нам знать (В.Иванов). Знак дает нам знать о том, знаком чего он является. Знак ведет нас к знанию об означенном им, или о своем значении. Что же является значением знака? Семиотика отвечает на этот вопрос вполне в согласии с классической теорией значения, основанной на фундаменте, заложенном еще Аристотелем и средневековыми авторами. Полное определение функции означивания находим уже у Стагирита (определение значения слова как идеи в душе, являющейся отпечатком вещи). Это определение имеет непосредственное онтологическое обоснование: неважно, идет ли речь только об идее-в-душе, только о вещи-вне-души или о них обоих вместе, мы по сути имеет дело с тождественной функцией обозначения, ибо аристотелевская теория слова как знака непосредственно связана с платоновской онтологией идей: в мысли и в реальности находится существенно одно и то же. Соответственно слово расценивается как знак. Таким образом, согласно классической теории (как науке, берущей начало во всяком случае от Аристотеля) отношение означивания (указания) возникает между словом и несловесной сущностью, будь то идеей или реально существующей вещью.

2. Согласно развитой в арабской мысли теории значения, отношение указания-на-означаемое строится не вне слова, не между "словом" и "вещью", а внутри слова. Само слово оказывается не простым, единичным и атомарным знаком, а сложной сущностью — единством невербального (звукового или графического) и смыслового элементов. Слово имеет в своем составе три принципиальные элемента, без которых было бы невозможно говорить о нем: "звукосочетание" (ляфз), "смысл" (ма`нан) и отношение указания (даляля) первого на второе. Такое же отношения "указания на смысл", которое строится внутри слова и конституирует его, существует и между "вещью" и "смыслом" (вещь указывает на смысл). Слово с этой точки зрения оказывается аналогом вещи или даже чем-то более богатым, чем вещь: внутри слова есть то же отношение указания на смысл, что существует между вещью и тем же смыслом, — а не знаком вещи. (В качестве подобного знака теория рассматривает имена собственные, которые не указывают ни на какой смысл.)


(с) А.Смирнов, 1999. Электронный вариант может отличаться от книжной публикации, которая является единственным источником для цитирования.