Главная страница

English page

Логико-смысловая теория

 

       Логико-смысловая теория (ЛСТ), или (коротко) логика смысла, может быть введена в нескольких простых утверждениях. Она, конечно, не сводится к ним. Начиная с п.3, введены понятия, которые невозможно прояснить в «нескольких простых утверждениях». Для тех, кто хочет понять, что здесь сказано и какие перспективы открывает логико-смысловая теория, даны ссылки на важнейшие в этом отношении работы. 

1.                  Мы выражаем свои мысли, строя высказывания, базовая структура которых — субъект-предикатный комплекс. Без этого невозможно выражение мысли, будь то утверждение, претендующее на статус истины, или литературная фантазия. (Вопрос, приказание и т.п. предложения в конечном счете приводятся к виду субъект-предикатного высказывания; вопрос, например, осмыслен только потому, что в его основе лежит соответствующая субъект-предикатная структура высказывания, которому можно приписать истину или ложь и которое и ставится под вопрос. Так, вопрос «где это?» предполагает набор возможных ответов, в основе которых — высказывания, имеющие ядерную структуру «S есть P»).

2.                  Предикат таких высказываний всегда может быть приведен к именной форме. Например, для высказываний на русском языке: «он идет» → «он есть идущий» и т.п.

3.                  Это верно для высказываний на русском и арабском языках — я имею в виду возможность привести субъект-предикатный комплекс к виду именного высказывания. Но пример, приведенный для русскоязычной фразы, не верен для арабского. Форма «S есть P» не может быть взята как элементарная и основная (иначе говоря, ядерная) для мышления, удобной формой выражения которого служил и служит арабский язык. (см. подробнее доклад об этом, а также статью «Пропозиция и предикация»).

4.                  В этой приведенной форме предикат всегда принадлежит (или: взят из) целостности, понятой как противоположение-и-объединение (см. разделы «Смыслополагание и инаковость культур», «Шкатулка скупца» и др. в моей последней монографии «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл»); такую структурированную целостность я называю логико-смысловой конфигурацией (понятие введено в «Логике смысла»).

5.                  Обладание этой целостностью предшествует нашей способности построить субъект-предикатное высказывание и делает последнее возможным. Сознание и есть такое обладание.

6.                  Логико-смысловая конфигурация может быть устроена по-разному; пока что найдено два таких типа, хотя их, возможно, больше. Что значит «устроена по-разному», описано в ряде работ (основные  — «Логика смысла», «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл» (разделы «Смыслополагание и инаковость культур», «Шкатулка скупца»), «Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры»). Именно различие устройства логико-смысловой конфигурации объясняет несовпадение ядерных формул соответствующих типов мышления (пп.1-3), которые я называю субстанциально-ориентированным и процессуально-ориентированным.

7.                  Логика смысла — это (1) исследование типологии логико-смысловой конфигурации и (2) того, каким образом она определяет фундаментальные особенности любых смысловых конструкций, создаваемых человеком. Иначе говоря, это исследование типологии мышления и его функционирования.

8.                  Способность мыслить, понимаемая как способность выстраивать смысл, или способность смыслополагания, — это общечеловеческая способность, взятая как чистая способность. Любая ее реализация, т.е. опора на конкретный тип логико-смысловой конфигурации как основание субъект-предикатного конструирования, вариативна и конкретна. Хорошей иллюстрацией служит понятие языковой способности: нет языка «вообще», но есть языковая способность вообще как чистая способность к овладению конкретными вариантами, для которых нет инварианта (нет языка, инвариантного в отношении конкретных языков, как нет некоего «общего» типа мышления, инвариантного в отношении конкретных его типов).

9.                  Логико-смысловая теория — это новый горизонт исследования мышления, располагающийся глубже того, на котором оперирует традиционная логика (от диалектической до формальной), и позволяющий понять, как «делается» смысл и почему мы способны к смыслополаганию; почему «формы» логики могут быть осмыслены и как именно. (Человека лучше всего было бы понимать как существо, способное к смыслополаганию.) Возможность работать на логико-смысловом горизонте дает ключ не только к пониманию мышления как смыслополагания, но и к его развитию.

10.              Крупные макрокультурные ареалы демонстрируют возможность выстроить культуру на основе определенного типа мышления. Поэтому исследование феноменов культуры, проведенное на основе логико-смысловой теории, вскрывает типологию мышления. И наоборот, знание типологии мышления и обладание логико-смысловой методологией дает надежный ключ к исследованию культуры и ее отдельных феноменов (см. «Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры», «“Смысл” и “форма”: два пути трансценденции», «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл» (разделы «Архитектоника мусульманской этики», «Ибн Халдун и его «новая наука», «Как различаются культуры?», «Типология культур и картина мира», «Новый гуманизм как новый универсализм?» и др.)

11.                  Это главное. Все остальное — детали, как сказал однажды рабби Гилель ученику, попросившему вкратце разъяснить суть Торы. А в деталях — вся изюминка, не говоря уже о начинке и тесте. Так в добрый путь, дорогой читатель!

12.                  Но остерегайся колючек и оврагов, коих немало по бокам самой гладкой дороги. Как незадачливый водитель собирает все ямы и ухабы, так и  мой большой друг и наш замечательный исламовед Т.Ибрагим собрал чудесную коллекцию типичных ошибок в трактовке положений ЛСТ. С его трудами на эту тему необходимо познакомиться любому, кто хочет таких ошибок избежать. А как именно, показано в моей статье «Работа над ошибками».

13.                  Предварительную классификацию работ, которая облегчит начинающему знакомство к логико-смысловой теорией, можно найти здесь. Но надо помнить, что логика смысла — живой организм, растущий и развивающийся, перестраивающий себя, хотя и сохраняющий в неизменности свои базовые принципы. Нет одной работы, «достаточной» для знакомства с ЛСТ: хорошо бы прочитать как можно больше и вникнуть по мере сил.