Главная страница

English page

 

Хронология обновлений сайта

        Вы можете быстро познакомиться с новым содержанием сайта, перейдя по ссылкам внизу. Здесь отражены только существенные изменения (добавленные и измененные публикации).

08.02.17. Опубликованы два интервью: для "Вестника РФО" http://smirnov.iph.ras.ru/win/interv/Vestnik%20RFO%204_2016.pdf и для "НГ_Наука" http://smirnov.iph.ras.ru/win/interv/NG_Nauka%208%20fevr%202017.pdf. А также - программа "Что делать?" с В.Т.Третьяковым, канал "Культура", эфир 5 февраля 2017 г. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20917/episode_id/1461456/video_id/1583240/ Тема: "Современный человек: все тот же или уже другой?"

03.12.16. Опубликована монография "Событие и вещи".

19.11.16. Опубликована статья "Эпистема классической арабо-мусульманской культуры".

30.10.16. Статья “To Be” and Arabic Grammar: The Case of kāna and wujida (на англ., русское резюме в конце) http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/To%20Be%20and%20Arabic%20Grammar_i.htm и два доклада: "Ислам и конструирование национально-культурной идентичности" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/islam%20i%20natsoinalnaya%20identichnost.htm и "Как побороть ИГИЛ?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/kak%20poborot%20igil.htm

11.05.16. Опубликована статья «Смысл» и «форма»: два пути трансценденции (О. Памук и классическая арабо-мусульманская эпистемология) // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 27–41

09.04.16. Опубликована статья Пропозиция и предикация (Философский журнал 2016. Т. 9. № 1. С. 5—24).

25.01.16. Опубликована монография «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл». Здесь суммировано основное, что было сделано после "Логики смысла", т.е. за последние пятнадцать лет. Все статьи, вошедшие в монографию, переработаны под углом зрения моего сегодняшнего понимания того, что такое логика смысла. Статьи, вошедшие в эту книгу, за исключением одной-двух, доступны только в ее составе. Представление о ее стержневой проблематике дают Введение и Заключение, которые нет смысла пересказывать здесь.

13.12.15. Опубликовано второе издание (воспроизвдение) раздела "Классическая арабо-мусульманская этическая мысль" учебника "История этических учений: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Академический проект; Трикста, 2015". К сожалению, не было возможности доработать текст: издание 2003 года воспроизведено без изменений.

04.12.15. Опубликована статья Towards an Understanding of Islamic Ornament: Approaching Islamic Ornament through Ibn ʿArabī’s Fuṣūṣ al-Ḥikam’s Notions of the Ẓāhir-Bāṭin Interplay and the Ṣūfī Ḥayra.

24.11.15. Опубликована статья "Классический ислам и современный Дагестан: как можно сегодня прочитывать исламское наследие" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kak prochitivat islamskoe nasledie_i.htm. В специальном представлении она не нуждается. Впрочем, интересно, что даже поверхностно-идеологизированный разговор об исламском наследии не будет корректным и адекватным, если он игнорирует основополагающие механизмы смыслополагания, выработанные самой арабо-мусульманской культурой, - ’асл‑фар‘ и захир-батин. Понимать, как мыслит эта культура, нужно не только для того, чтобы вести разговоры в узком кругу и в башне из слоновой кости; это нужно понимать как раз для того, чтобы вести разговор на улице с любым человеком.

21.07.15. В конце мая я участвовал к конференции в Дагестане. В Махачкале мне посчастливилось познакомиться с удивительным человеком - Зауром Газиевым, писателем, тележурналистом и очень обаятельным собеседником. Здесь ссылки на две его телепередачи (канал РГВК, Дагестан) с моим участием: "Аутодафе", Выпуск 1 - http://www.youtube.com/watch?v=qlct3ToS8nU; Выпуск 2 - http://www.youtube.com/watch?v=Xcby5rUoIQg.

21.07.15. Опубликована статья на английском языке: Care for life in medieval Islamic thought: a logic-and-meaning approach // Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2015. No. 6. Moscow: Vostochnaya literatura, 2015. P. 236-250. (пока только на английском).

30.11.14. Опубликованы две работы: «Сознание как смыслополагание. Культура и мышление» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/soznanie kak smyslopolaganie_i.htm и «Логика субстанции и логика процесса: тавхид и проблема божественных атрибутов» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/logika substancii_i.htm. С момента выхода «Логики смысла» это - самый существенный шаг развития логико-смысловой теории. В этих двух работах показано, что логико-смысловой анализ - это априорная экспликация содержания субъект-предикатных конструкций на основе двух логик, логики субстанции (С-логики) и логики процесса (П-логики). Эта работа может вестись на уровне слова, предложения и текста. Работа с содержанием перестает быть сферой догадок, интуитивных прозрений и интерпретаций и становится ясной деятельностью, подчиненной твердым законам. С точки зрения внутренних вопросов развития ЛСТ здесь сделан шаг в систематизации категориального аппарата: дано определение категорий "смысл" и "осмысленность", выдвинуто понимание сознания как работы со смыслом. Показано, почему мы говорим так, как говорим и используем те части речи, которые используем.

12.11.14. Опубликован доклад «Значение философских открытий Ибн Сины и Ибн Араби в контексте мировой философии» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/isina_ia.htm.

04.11.14. Опубликована статья «О методологии изучения незападных культур» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/zachem_i.htm. Проблематизировано понятие сравнения применительно к сравнительным исследованиям в области историко-философского востоковедения, показано, почему нам не обойтись без методологии и в чем ее смысл. Статья написана на основе тезисов, опубликованных ранее (ссылка на той же странице).

03.06.14. Опубликован доклад «Смысл и творчество» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/tvor_i.htm. Здесь дано понимание категорий "смысл", "осмысленность", "вещь", "сознание". Это - попытка показать, как работает сознание и как мы можем расширить нашу свободу.

24.05.14. Опубликован доклад «Как мы мыслим: математически-точное доказательство истинности двух прочтений одной фразы» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/2_i.htm. Основная идея заключается в том, что любое утвердительное высказывание представляет собой субъект-предикатную конструкцию. Предложение (неважно, на каком языке оно высказано) - это чистая номинальность, сама по себе не предполагающая никакой логики своего толкования. Равновозможны две логики понимания любого субъект-предикатного комплекса, а значит, и любой фразы. Эти возможности объективны: речь о том, что смысл субъект-предикатной конструкции может быть извлечен двумя способами совершенно закономерно; что именно хотел сказать автор  - вопрос совершенно другой. В общем, речь о логике смысла как расширении традиционной логики.

18.05.14. Опубликованы две статьи: "Обманчивая похожесть заимствований: история идей и смысловая логика" и "Философия и вызовы XXI века" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn//texts_3/vizov_i.htm. Это - материалы конференции «История философии: вызовы XXI века» http://iph.ras.ru/hp_21.htm, которая состоялась в 2012 г. в ИФ РАН. Очень жесткий формат конференции позволял говорить тезисно, не более того; и все же что-то удалось сказать.

23.04.14. Опубликован полный текст второго тома "Избранного" Ибн Араби: http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/iaizbr_2.pdf

23.02.14. Опубликован доклад "Вуджуд —  «быть» или «находить»? К вопросу о логиках мышления (на примере трактата ал-Джунайда Китаб ал-фана)" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/wuj_i.htm. Главное здесь - доказательство того, что мы должны понимать ступень чувственного восприятия по той же схематике вариативного конструирования субъект-предикатного комплекса, которая описывает более "высокие" этажи смыслополагания. Чувственное восприятие - это не возникновение некой "субъективной реальности", каким-то образом связанной с "объективным миром"  (параллельной ему или редуцируемой к нему: старая добрая связка "идеальное-материальное"). Это (логически) первый этап смыслополагания, подчиняющийся тем же закономерностям, что и дальнейшие его этапы.

16.02.14. Опубликован новый перевод "Наставлений ищущему Бога" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/wasaya.htm. Перевод существенно переработан в сравнении с публикацией 1999 г., комментарий целиком написан заново. В комментарии показано, что понять сказанное Ибн Араби можно, лишь учитывая процессуальную логику построения текста и определенный ею принцип захир-батин-соотнесения (соотнесения "явное-скрытое"). В общем виде этот принцип раскрыт в вводной статье "Архитектоника сознания и архитектоника текста" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/archt_i.htm

28.01.14. Опубликован доклад "Глагол «быть» и предикация: точка зрения классической арабской грамматики" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/kana_i.htm. Здесь показано, что с использованием арабского языка в принципе нельзя построить субъект-предикатную конструкцию по формуле «S есть P». Это означает, что мышление, использующее этот язык, не нуждается в конструкциях, выражаемых такой формулой (если бы они были нужны, арабский язык давно обзавелся бы ими), а связывание субъекта и предиката предполагает здесь другую логику. Из этого, в свою очередь, вытекает, что мышление может быть выстроено на другой платформе, нежели та, что была основана в античности и развита западной традицией. Это - процессуальное мышление, опирающееся на процессуальную логику.

Специально во избежание часто встречающегося недоразумения подчеркну, что речь ни в каком смысле не идет о чем-то вроде гипотезы Сепира-Уорфа или других теориях зависимости мышления от языковых форм. Наоборот, языковые формы позволяют судить об устройстве мышления именно потому, что мышление способно кодировать и перекодировать язык в соответствии со своими нуждами, а потому принципиальное отсутствие (невозможность) формулы «S есть P» в пространстве арабского языка свидетельствует о принципиально ином устройстве мышления.

28.01.14. На страницу книги «Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls_osn/oglav.htm добавлен файл для экранного просмотра, имеющий небольшой размер (10 Mb http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls_osn/lsosn_.pdf), поскольку большой файл с полным разрешением вызывал у некоторых пользователей проблемы со скачиванием.

02.12.13. Опубликована работа "Шкатулка скупца, или почему мы верим в законы логики" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/shkat_i.htm. Она служит вводной статьей к тому переводов Ибн Араби (второй том его "Избранного" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/annot.htm), но имеет, конечно же, независимое значение. Она важна для меня прежде всего тем, что здесь мне впервые удалось строго описать процессуальную логику по той же схематике, по которой описывается аристотелевская логика работы с субстанциями. Процессуальная логика отныне - не метафора, не предчувствие и не просто ощущение исследователя, который замечает необычное поведение смыслов в изучаемых текстах или исследуемой культуре. Это - строго описанная логика мышления, которая является логикой ничуть не меньше, чем та, что была открыта и описана греками. В том, что касается арабо-мусульманской культуры, изучение ее феноменов может быть поставлено на твердую почву логики: там, где они должны быть объяснены процессуально, следует применять процессуальную логику, а там, где релевантно субстанциальное объяснение, следует прибегать к логике субстанции. В любом случае это объяснение, т.е. заглубление в логику, должно и может проводиться исследователем, поскольку иначе исследуемый смысловой феномен (текст, явление культуры, т.д.) остается недообъясненным. Но дело не только в этом. Как любая логика, процессуальная логика может исследоваться чисто теоретически, независимо, поскольку - как и любая логика - представляет собой по своей сути чистое a priori. Это, таким образом, то, что делает возможным смысловой феномен, а не то, что конституировано смысловым феноменом. Открытие процессуальной логики - это нечто большее, чем открытие инструмента работы с логикой процесса. Это - строгое доказательство неединственности и неуниверсальности субстанциальной логики Аристотеля как логики работы с миром. Мир процессуален ничуть не меньше, чем субстанциален. Наличие двух равно релевантных логик работы с одним и тем же миром требует понимать логику как логику смысла, а не как формальный инструмент: только такой подход позволяет сохранить убежденность в единстве мира, в априорности логики и ее способности сообщать истину. В общем, формулировка законов процессуальной логики как логики мышления вытягивает за собой едва ли не все фундаментальные вопросы не только теории познания, но и метафизики. А также - вопрос "кто следующий"? Я не думаю, что логика человеческого мышления ограничивается двумя вариантами, логикой субстанции и логикой процесса.

Применением теоретических положений, касающихся процессуальной логики, служит первая глава недавно вышедшего учебника "История арабо-мусульманской философии": http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/textbook/annot.htm. Там введено понятие "процессуально-действенная эпистема", а арабо-мусульманская культура описана в ее основных чертах как определенная этой эпистемой. Возникновение эпистемы и ее проявление в построении смыслового тела арабо-мусульманской культуры - это своеобразная практика для тех a priori, что изложены в "Шкатулке скупца".

Сейчас в издательстве находится еще одна работа, в которой развито понимание сознания как смыслополагания и которая надстраивает верхний этаж над "Шкатулкой", задавая для нее общий контекст.

И, конечно же, сами тексты Ибн Араби, вошедшие во второй том его "Избранного" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/annot.htm. Думаю, было бы хорошим упражнением прочитать их в оригинале или в переводе и попробовать истолковать, не прибегая к знанию законов процессуально-ориентированного мышления. А потом применить эти законы. Эффект будет очевиден. Многие теоретические и практические вещи, касающиеся этих законов и их функционирования в конкретных случаях, описаны в комментариях к переводу. Эти комментарии по сути служат продолжением, а нередко и дополнением "Шкатулки скупца" и составляют с ней одно целое.

08.10.13. Опубликована аудиозапись доклада "Логика субстанции и логика процесса: проблема божественных атрибутов у ал-Кирмани и Ибн Араби" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/lslp_i.htm, сделанного на международной конференции «Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в исламской культуре» (Москва, Институт философии РАН, 26-27 сентября 2013 г.). Доклад построен на основе статьи, которая будет опубликована, однако он имеет самостоятельное значение.

30.09.13. Еще в 2012 г. в антологии философских текстов (Философия философии. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред.‑сост. В.Кузнецов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012) была опубликована моя статья "Существует ли "всемирная философия", или проблема преодоления чуждости чужого", впервые напечатанная в 1994 г. На странице первой публикации (см. http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/vsem_i.htm) добавлена ссылка на PDF нового издания http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ph_copy/vsem2012.pdf.

11.08.13. Вышел в свет 4-й номер "Ишрака", основная тема которого - исмаилитская философия. Здесь две публикации, обе - обновленные и исправленные варианты старых работ. "Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kiruch_i.htm в основном повторяет энциклопедическую публикацию, с некоторыми редакторскими поправками. Отрывки из "Успокоения разума" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kirtxt_i.htm подобраны так, чтобы дать в компактной форме представление об этом энциклопедическом труде аль-Кирмани. Текст отредактирован, местами существенно, в сравнении с публикаций 1995 года, добавлены некоторые комментарии.

10.08.13. Вышли в свет учебник и антология "История арабо-мусульманской философии": http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/textbook/annot.htm (Учебник) и http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/anthol/annot.htm (Антология). К сожалению, я могу опубликовать только сообщение об их выходе в свет и их оглавление: соглашение с издательством не дает права публиковать полный текст. Это - коллективный труд, с участием И.Р.Насырова, Е.А.Фроловой, Я.Эшотса.

23.04.13. Опубликована статья "Новый гуманизм как новый универсализм?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/nhum_i.htm. Здесь общие положения логико-смысловой теории применены к анализу современной проблемы: как быть с добрым старым универсализмом, который чреват тоталитаризмом (а это плохо), но от которого отказаться никак нельзя? Как найти новую формулу универсализма, чтобы хорошее сохранить, а от плохого избавиться? Я предложил свое решение.

03.04.13. Опубликована статья "От доктрины к логосу: рождение арабской философской традиции" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/dlog_i.htm.

22.11.12. Опубликованы: 1) аудиозапись доклада "Философия и вызовы XXI века" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/vyz21_i.htm и 2) статья "Как можно говорить о логиках мышления разных культур? (Послесловие к статье Го Сяоли)" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/goxiao_i.htm. Эти две как будто разные публикации посвящены одной теме: различию логико-смысловых оснований философских традиций "больших" культур (того, что я называю макрокультурными ареалами). Если бы для китайской (наверняка!) и индийской (очень вероятно) культур были бы найдены их логико-смысловые основания, мы бы далеко продвинулись в их понимании и исследовании.

05.09.12. Опубликована статья "Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/lspodh_i.htm. Здесь дано краткое, но емкое и по существу описание того, (1) как логико-смысловая методология работает при изучении культуры, к которой исследователь не принадлежит по факту своего рождения и воспитания; (2) как такое приложение логико-смыслового подхода связано с общим пониманием сознания как смыслополагания; и (3) в чем принципиальное отличие логико-смыслового подхода от традиционного универсализма и цивилизационного подхода. Поскольку изложение краткое, почти тезисное, но вместе с тем максимально заостренное, оно приглашает к критике и даже опровержению. Предпринятая Т.Ибрагимом попытка опровержения (см. ниже, "Работа над ошибками") оказалась на поверку настолько неудачной, что сам автор, похоже, предпочел от нее в последний момент отмежеваться. Поэтому поле для критики открыто, как и раньше; и для конструктивного приложения логико-смысловых идей, конечно, тоже.

01.07.12. Опубликованы тезисы и аудиозапись доклада "Зачем востоковеду методология компаративистики?", сделанного на секции «Сравнительная философия» на VI Российском философском конгрессе (Н.Новгород, 27-30 июня 2012 г.). Речь о том, как можно понимать культуру как логическую целостность, как не потерять "собственное лицо культуры" при ее исследовании и почему исследование культуры может быть исследованием архитектоники сознания. Очень тезисно, конечно; зато целостно.

18.06.12. Опубликована статья "Философия перевода и перевод философии" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/phper_i.htm. Здесь поставлен вопрос: благодаря чему возможен перевод (а не как его делать)? Попытка всерьез ответить на него заставляет говорить об области чистого смысла как о посреднике между двумя языковыми формами, служащими исходной и результирующей сторонами перевода. Понятие чистого смысла концептуализировано через категории связности и целостности. Дан набросок применения полученных результатов к проблеме перевода философских текстов.

04.06.12 Опубликована статья "Работа над ошибками: чем объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/rabota_i.htm. Это - давно обещанный ответ на долгую серию попыток Т.Ибрагима доказать полную несостоятельность логико-смысловой теории и некомпетентность ее автора (см., например, http://smirnov.iph.ras.ru/win/crit.htm). Конечно, если бы дело было только в Т.Ибрагиме, не стоило бы и вовсе затевать ответ: претендент на звание оппонента, отказавшийся от оппонирования и скрывшийся с поля боя в последний момент, не признав поражения и никак не объяснив свой побег, вряд ли достоин внимания. Дело не в нем. Дело в том, что в этой публикации я постарался разъяснить узловые моменты своей позиции, которые важны и сами по себе, и потому, что в этих пунктах мне приходилось сталкиваться с ошибочным толкованием.

04.06.12 Опубликована статья "Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн Араби"  http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/gaw_i.htm. Здесь показано ядро философской системы Величайшего шейха - именно системы, и показано, почему это система и как она разворачивается в текст.

04.06.12 Опубликован перевод фрагмента 1 геммы "Фусус ал-хикам" Ибн Араби http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/fus1_i.htm. Наконец-то опубликована хотя бы часть текста "Гемм" в новой редакции и с настоящим комментарием. Будет интересно сравнить мой комментарий с тем, что предлагает нам ученая иранская традиция (см. Амули Х.Х. Комментарий к первой главе «Гемм мудрости» Ибн ал-Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 124-137), и задуматься об эффективности логико-смыслового подхода, который дает возможность увидеть подлинный нерв текста, разглядеть очевидное, но безнадежно скрывающееся при искажении логико-смысловой перспективы.

26.03.12 Добавлен доклад «Окружность-и-центр: интерпретация образа у Плотина и Ибн Араби» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/oit_i.htm

23.02.12 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/crit.htm

02.01.12 Добавлена статья «Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев» (публикация в «Камне веры») http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ianbkv_i.htm.

08.11.11 Добавлен доклад «Как я понимаю философское исламоведение (предварительный набросок типологии арабистики)» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/typar_i.htm.

30.09.11 В библиотеку переводов http://smirnov.iph.ras.ru/win/teach/library.htm добавлены тексты ал-Фараби, Абу Бакра ар-Рази, ал-Бируни, ас-Сухраварди, аш-Шахрастани, ан-Ниффари, Ибн Араби

15.07.11 Добавлены страницы http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/svet_i.htm, http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/suhr_i.htm и http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/ls/ls_i.htm

01.06.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/helph_i.htm

28.05.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/vozm_i.htm.

17.05.11 Дополнена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls/annot.htm (добавлен полный текст "Логики смысла" одним файлом).

12.05.11 Дополнена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls/annot.htm (добавлена рецензия).

26.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win//interv/expert_i.htm.

16.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/mk_i.htm.

04.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/phper_i.htm.

11.04.11. Добавлена данная страница.