Главная страница

English page

 

Хронология обновлений сайта

        Вы можете быстро познакомиться с новым содержанием сайта, перейдя по ссылкам внизу. Здесь отражены только существенные изменения (добавленные и измененные публикации).

30.03.20. Добавлена ссылка на видео лекции «Логика и культура» (28 марта 2019 г., Калиниград): https://www.youtube.com/watch?v=S1TcH2ouOvk

19.03.20. В виде статьи в "Вестнике РАН" Самосознание российского общества опубликован переработанный текст доклада на Научной сессии «Фундаментальные проблемы развития российского общества» Общего собрания РАН 13 ноября 2019 г.

26.01.20. Опубликован доклад «Логика смысла как философия сознания» на общеинститутском семинаре Института философии РАН 23 января 2020 г. Сайт: https://iphras.ru/seminar_23_01.htm. Тезисы: MSWord, PDF. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=-EhN7IZ60HE. Звук: MP3 90 Mb.

25.01.20. Опубликовано интервью журналу «В мире науки» «Новое измерение в науке» ( № 01/02. 2020. С. 44-49).

19.01.20. В архив текстов классического евразийства добавлена работа Н.С.Трубецкого "Наследие Чингисхана: взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока". Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925 (260 Мб)

В новом разделе архива "Тексты князя Евгения Трубецкого" помещена брошюра "Смысл войны. Выпуск I". Москва: Путь, 1914 (90 Мб)

17.01.20. Опубликована статья «Всечеловеческое и общечеловеческое: Европа, Арабский мир, Россия» в журнале Концепт: философия, религия, культура. № 4 (12) 2019. С. 7-15. ISSN: 2541-8831. DOI 10.24833/2541-8831-2019-4-12-7-15.

21.12.19. Опубликован полный текст книги "Процессуальная логика" (PDF 1,5 Мб).

29 ноября 2019 в "МК" было опубликовано интервью https://www.mk.ru/science/2019/11/27/u-nas-obrazovanie-usluga-o-vospitanii-voobshhe-nikto-ne-govorit.html, которое я дал сразу после Научной сессии общего собрания РАН. Не корреспондент, с которым я работал, а кто-то другой, кто готовил номер, дал от себя заголовок (я утверждал в набор совсем другой заголовок), вводный абзац, приляпал непотребную картинку и прочую шелуху, включая рубрику. Без согласования со мной. И только текст интервью не был изменён. За текст отвечаю я, за всё остальное - эта газета.

15.12.19. Опубликованы два интервью: Всечеловеческое и общечеловеческое (30 мая 2019 г.) Часть 1 (пдф) // Личность. Культура. Общество. 2019. Том XXI. Вып. 3-4 (№№ 103-104). С.290—307 (беседа с М.Ю.Резником) и Беседа с главным редактором журнала В.Н.Шевченко // Проблемы цивилизационного развития. 2019. Т. 1. № 1. С. 5—16. ISSN 2713-1483. DOI 10.21146/2713-1483-2019-1-1-5-16.

10.12.19. Вышла из печати книга "Процессуальная логика" (в соавторстве с В.К.Солондаевым)

29.11.19. На канале "БиблиоГлобус" на YouTube опубликована запись презентации книги "Всечеловеческое vs. общечеловеческое" https://www.youtube.com/watch?v=niZy5KbtVjk

15.11.19. Опубликован доклад  «Самосознание российского общества», представленный на Научной сессии «Фундаментальные проблемы развития российского общества» Общего собрания РАН 13 ноября 2019 г.

22.09.19. Опубликован доклад «“Большая культура” и cogito» на конференции «Анахарсис» 16 сентября 2019 г. (Крым, Новый Свет) 35 мин, MP3

16.08.19. Опубликовано интервью газете العربي الجديد (Великобритания), 15.08.2019  https://www.alaraby.co.uk/culture/2019/8/15/%D8%A3%D9%86%D8%AF%D8%B1%D9%8A-%D8%B3%D9%85%D9%8A%D8%B1%D9%86%D9%88%D9%81-%D8%A7%D8%A8%D9%86-%D8%B9%D8%B1%D8%A8%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%A8%D9%84%D8%A7%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%B1%D9%88%D8%B3

31.07.19. Вышла из печати монография Всечеловеческое vs. общечеловеческое.

24.06.19. Опубликована видеозапись выступления на презентации книги П.П.Толочко «Украина между Россией и Западом» 13 марта 2019 г., Москва (здание РАН, Ленинский пр. 32) видео 50 Мб, полная запись презентации: https://www.youtube.com/watch?v=o7D_9MFY3bM , https://scientificrussia.ru/articles/prezentatsiya-knigi-petra-tolochko-pryamaya-translyatsiya

26.05.19. Опубликованы видеозаписи двух старых докладов: «Проект многоцивилизационного мира как основание идеи многополярности: концепция всечеловеческого сегодня» 27 мин, 250 Мб (18 октября 2017) на Первом белорусском философском конгрессе «Национальная философия в глобальном мире» и «Евразийство как постреволюционная философия» (26 октября 2017 г.) на Международном научно-культурном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге-2017» (Институт философии СПбГУ, 26-28 октября 2017) видео 45 мин 120 Мб

20.04.19. Опубликована запись доклада «Возможны ли открытия в философии?» на открытии Ломоносовских чтений в МГУ, 15 апреля 2019 г. vozmozhni li otkritiya v filosofii.mp3 (20 Мб)

07.04.19. Опубликована запись лекции «Логика и культура», прочитанная 28 марта 2019 г. для студентов и преподавателей в Институте гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И.Канта (Калиниград) logika i kultura_28 marta 2019.mp3 (80 Мб)

01.04.19. В Электронной библиотеке Института философии размещены полные тексты книг "Событие и вещи", а также "Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл". Книги в текстовом формате (HTML): просмотр, быстрый переход с использованием оглавления, полное соответствие бумажной публикации, поиск, в т.ч. с диакритиками и арабицей. Библиотека в процессе отладки, несовершенства отображения будут устранены.

17.03.19. В составе дискуссии «Процессуальная логика и ее обоснование» (PDF 4 Mb) опубликованы две статьи: Процессуальная логика и ее обоснование // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 5–17; Мыслить значит разворачивать связность // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 48–60.

Опубликована статья Простецкое рассуждение о свернутости и развернутости // Своеволие философии: собрание философских эссе / Сост. и отв. ред. О.П.Зубец. М.: Издательский дом ЯСК, 2019. С. 454-476. — ISBN 978-5-907117-54-9.

15.03.19. Опубликованы два выступления в программе В.Т.Третьякова "Что делать": «Каковы закономерности и в чём смысл истории?», эфир: 06.02.2019 г. https://www.youtube.com/watch?v=suKGLJEIZq4# , https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20917/episode_id/2087249/video_id/2119108/viewtype/picture/ и «Мировые цивилизации: конфликт, диалог, сотрудничество?», эфир 13 марта 2019 г. https://www.youtube.com/watch?v=MAluTgouTZ0 ,  https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20917/episode_id/2134848/ Вот нередактированный вариант моего выступления, где не вырезаны существенные вещи и где нет нелепостей, которые получились после обрезки: Chto delat_Miroviye tsivilizatsii_26 fev 2019.mp3

11.03.19. Опубликовано интервью журналу «Эксперт», № 10, 4-10 марта 2019, с. 66-70 «Как ответить на вечные вопросы российской истории?».

01.12.18. Опубликована статья Растворить значение в целостности: алхимия логики смысла, написанная по итогам доклада на конференции, посвященной 80-летию д.ф.н., профессора В.А.Конева

29.11.18. В разделе интервью опубликованы заключительные части беседы с Ю.М.Резником: "Философия в поисках смысла: Рефлексия иного и инаковости". Часть 2 (пдф): Личность. Культура. Общество. 2018. Том XX. Вып. 1-2 (№№ 97-98). С.291—311.Часть 3 (пдф): Личность. Культура. Общество. 2018. Том XX. Вып. 3-4 (№№ 99-100). С.267—285

22.11.18. Опубликован доклад на конференции «Анахарсис»  (Крым, Новый Свет, 19 сентября 2018 г.) «Возможен ли последовательный европоцентризм? Об эпистемных цепочках, слепых пятнах культуры и о несуществующем слоне» (формат MP3 30 Mb).

20.10.18. Опубликована статья Классическое евразийство как постреволюционная философия // Революция, эволюция и диаог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Всемирном дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 31-46.

20.10.18. В архив текстов классического евразийства добавлена работа Н.С.Трубецкого "К проблеме русского самопознания. Собрание статей". Париж: Евразийское книгоиздательство, 1927 (250 Мб) и весьма редкое издание: Евразийская хроника / Под редакцией П.Н.Савицкого. Выпуск IX. Париж, 1927 (600 Мб)

22.08.18. Добавлено: Выступление 29 марта 2018 г. на Общем собрании РАН // Вестник РАН. Том 88. № 8. 2018. С. 747 (ПДФ)

26.07.18. В разделе интервью опубликована беседа с Ю.М.Резником "Философия в поисках смысла: Рефлексия иного и инаковости". Часть 1 (пдф): Личность. Культура. Общество. 2017. Том XIX. Вып. 3-4 (№№ 95-96).

20.06.18. В разделе интервью опубликована беседа с Ю.М.Резником "Можно ли управлять философией?" (пдф).

17.06.18. В архив текстов классического евразийства добавлена работа Н.С.Трубецкого "Европа и Человечество" (1920).

15.04.18. Опубликована статья «О формализации умозаключения в процессуальной логике». Статья крайне важна, поскольку показывает, что процессуальная логика является логикой в строгом смысле не только как логика понятий, но и как логика доказательства. Этим завершено в основных чертах построение процессуальной логики как строгой. Конечно, это - только исходная точка. Впереди еще много конкретной работы...

24.02.18. Опубликовано выступление на круглом столе в Евразийском Национальном университете им. Л.Н.Гумилева (Астана) 20 февраля 2018 «Еще раз о предмете философии» 50 мин., MP4.

04.02.18. Опубликованы два доклада: доклад «“По какому праву?”: перевод как проблематизация логики языка и логики мышления», 21 декабря 2017 г. https://iphras.ru/page20518078.htm, и Выступление на Круглом столе ИМЛИ РАН совместно с Библиотекой им. Ф.М. Достоевского "Фрагментарность (со)знания" 26 января 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=3kyc1TMS_ss (доклад - начиная с 40-й минуты, общие вопросы - 2 часа 17 мин..)

28.01.18. Опубликована статья Перевод как изготовление значения: несколько слов о названии «Истории» Ибн Халдуна.

17.12.17. Добавлены новые тексты в раздел архива текстов классического евразийства.

26.11.17. Опубликована статья Ислам и национально-культурная идентичность и тезисы доклада Проект многоцивилизационного мира как основание идеи многополярности: концепция всечеловеческого сегодня

11.11.17. Опубликована статья Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре, а также Интервью журналу "Вопросы философии" (№ 7, 2017 г.).

06.10.17. Опубликована статья Логика осмысления родителями профилактических прививок // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2017_5_46/nomer02.php (в соавторстве с В.К.Солондаевым), а также статья Открытое все-единство нашей философии // Вопросы философии. 2017. №7. С. 114-118.

14.09.17. Опубликована подборка текстов классического евразийства.

10.06.17. Опубликовано выступление в цикле бесед «Реплики» https://www.youtube.com/watch?v=vTECVaQ-fGU и выступление на Круглом столе «Пути развития философии права в России».   

02.06.17. Опубликован доклад Осуществим ли сегодня исламский цивилизационный проект?

28.05.17. Опубликован доклад "Евразийство и современность". (Доклад на конференции в Пекине под синхронный перевод, чем объясняется темп, дикция и простота синтаксиса.)

08.02.17. Опубликованы два интервью: для "Вестника РФО" http://smirnov.iph.ras.ru/win/interv/Vestnik%20RFO%204_2016.pdf и для "НГ_Наука" http://smirnov.iph.ras.ru/win/interv/NG_Nauka%208%20fevr%202017.pdf. А также - программа "Что делать?" с В.Т.Третьяковым, канал "Культура", эфир 5 февраля 2017 г. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20917/episode_id/1461456/video_id/1583240/ Тема: "Современный человек: все тот же или уже другой?"

03.12.16. Опубликована монография "Событие и вещи".

19.11.16. Опубликована статья "Эпистема классической арабо-мусульманской культуры".

30.10.16. Статья “To Be” and Arabic Grammar: The Case of kāna and wujida (на англ., русское резюме в конце) http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/To%20Be%20and%20Arabic%20Grammar_i.htm и два доклада: "Ислам и конструирование национально-культурной идентичности" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/islam%20i%20natsoinalnaya%20identichnost.htm и "Как побороть ИГИЛ?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/kak%20poborot%20igil.htm

11.05.16. Опубликована статья «Смысл» и «форма»: два пути трансценденции (О. Памук и классическая арабо-мусульманская эпистемология) // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 27–41

09.04.16. Опубликована статья Пропозиция и предикация (Философский журнал 2016. Т. 9. № 1. С. 5—24).

25.01.16. Опубликована монография «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл». Здесь суммировано основное, что было сделано после "Логики смысла", т.е. за последние пятнадцать лет. Все статьи, вошедшие в монографию, переработаны под углом зрения моего сегодняшнего понимания того, что такое логика смысла. Статьи, вошедшие в эту книгу, за исключением одной-двух, доступны только в ее составе. Представление о ее стержневой проблематике дают Введение и Заключение, которые нет смысла пересказывать здесь.

13.12.15. Опубликовано второе издание (воспроизвдение) раздела "Классическая арабо-мусульманская этическая мысль" учебника "История этических учений: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Академический проект; Трикста, 2015". К сожалению, не было возможности доработать текст: издание 2003 года воспроизведено без изменений.

04.12.15. Опубликована статья Towards an Understanding of Islamic Ornament: Approaching Islamic Ornament through Ibn ʿArabī’s Fuṣūṣ al-Ḥikam’s Notions of the Ẓāhir-Bāṭin Interplay and the Ṣūfī Ḥayra.

24.11.15. Опубликована статья "Классический ислам и современный Дагестан: как можно сегодня прочитывать исламское наследие" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kak prochitivat islamskoe nasledie_i.htm. В специальном представлении она не нуждается. Впрочем, интересно, что даже поверхностно-идеологизированный разговор об исламском наследии не будет корректным и адекватным, если он игнорирует основополагающие механизмы смыслополагания, выработанные самой арабо-мусульманской культурой, - ’асл‑фар‘ и захир-батин. Понимать, как мыслит эта культура, нужно не только для того, чтобы вести разговоры в узком кругу и в башне из слоновой кости; это нужно понимать как раз для того, чтобы вести разговор на улице с любым человеком.

21.07.15. В конце мая я участвовал к конференции в Дагестане. В Махачкале мне посчастливилось познакомиться с удивительным человеком - Зауром Газиевым, писателем, тележурналистом и очень обаятельным собеседником. Здесь ссылки на две его телепередачи (канал РГВК, Дагестан) с моим участием: "Аутодафе", Выпуск 1 - http://www.youtube.com/watch?v=qlct3ToS8nU; Выпуск 2 - http://www.youtube.com/watch?v=Xcby5rUoIQg.

21.07.15. Опубликована статья на английском языке: Care for life in medieval Islamic thought: a logic-and-meaning approach // Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2015. No. 6. Moscow: Vostochnaya literatura, 2015. P. 236-250. (пока только на английском).

30.11.14. Опубликованы две работы: «Сознание как смыслополагание. Культура и мышление» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/soznanie kak smyslopolaganie_i.htm и «Логика субстанции и логика процесса: тавхид и проблема божественных атрибутов» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/logika substancii_i.htm. С момента выхода «Логики смысла» это - самый существенный шаг развития логико-смысловой теории. В этих двух работах показано, что логико-смысловой анализ - это априорная экспликация содержания субъект-предикатных конструкций на основе двух логик, логики субстанции (С-логики) и логики процесса (П-логики). Эта работа может вестись на уровне слова, предложения и текста. Работа с содержанием перестает быть сферой догадок, интуитивных прозрений и интерпретаций и становится ясной деятельностью, подчиненной твердым законам. С точки зрения внутренних вопросов развития ЛСТ здесь сделан шаг в систематизации категориального аппарата: дано определение категорий "смысл" и "осмысленность", выдвинуто понимание сознания как работы со смыслом. Показано, почему мы говорим так, как говорим и используем те части речи, которые используем.

12.11.14. Опубликован доклад «Значение философских открытий Ибн Сины и Ибн Араби в контексте мировой философии» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/isina_ia.htm.

04.11.14. Опубликована статья «О методологии изучения незападных культур» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/zachem_i.htm. Проблематизировано понятие сравнения применительно к сравнительным исследованиям в области историко-философского востоковедения, показано, почему нам не обойтись без методологии и в чем ее смысл. Статья написана на основе тезисов, опубликованных ранее (ссылка на той же странице).

03.06.14. Опубликован доклад «Смысл и творчество» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/tvor_i.htm. Здесь дано понимание категорий "смысл", "осмысленность", "вещь", "сознание". Это - попытка показать, как работает сознание и как мы можем расширить нашу свободу.

24.05.14. Опубликован доклад «Как мы мыслим: математически-точное доказательство истинности двух прочтений одной фразы» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/2_i.htm. Основная идея заключается в том, что любое утвердительное высказывание представляет собой субъект-предикатную конструкцию. Предложение (неважно, на каком языке оно высказано) - это чистая номинальность, сама по себе не предполагающая никакой логики своего толкования. Равновозможны две логики понимания любого субъект-предикатного комплекса, а значит, и любой фразы. Эти возможности объективны: речь о том, что смысл субъект-предикатной конструкции может быть извлечен двумя способами совершенно закономерно; что именно хотел сказать автор  - вопрос совершенно другой. В общем, речь о логике смысла как расширении традиционной логики.

18.05.14. Опубликованы две статьи: "Обманчивая похожесть заимствований: история идей и смысловая логика" и "Философия и вызовы XXI века" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn//texts_3/vizov_i.htm. Это - материалы конференции «История философии: вызовы XXI века» http://iph.ras.ru/hp_21.htm, которая состоялась в 2012 г. в ИФ РАН. Очень жесткий формат конференции позволял говорить тезисно, не более того; и все же что-то удалось сказать.

23.04.14. Опубликован полный текст второго тома "Избранного" Ибн Араби: http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/iaizbr_2.pdf

23.02.14. Опубликован доклад "Вуджуд —  «быть» или «находить»? К вопросу о логиках мышления (на примере трактата ал-Джунайда Китаб ал-фана)" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/wuj_i.htm. Главное здесь - доказательство того, что мы должны понимать ступень чувственного восприятия по той же схематике вариативного конструирования субъект-предикатного комплекса, которая описывает более "высокие" этажи смыслополагания. Чувственное восприятие - это не возникновение некой "субъективной реальности", каким-то образом связанной с "объективным миром"  (параллельной ему или редуцируемой к нему: старая добрая связка "идеальное-материальное"). Это (логически) первый этап смыслополагания, подчиняющийся тем же закономерностям, что и дальнейшие его этапы.

16.02.14. Опубликован новый перевод "Наставлений ищущему Бога" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/wasaya.htm. Перевод существенно переработан в сравнении с публикацией 1999 г., комментарий целиком написан заново. В комментарии показано, что понять сказанное Ибн Араби можно, лишь учитывая процессуальную логику построения текста и определенный ею принцип захир-батин-соотнесения (соотнесения "явное-скрытое"). В общем виде этот принцип раскрыт в вводной статье "Архитектоника сознания и архитектоника текста" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/archt_i.htm

28.01.14. Опубликован доклад "Глагол «быть» и предикация: точка зрения классической арабской грамматики" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/kana_i.htm. Здесь показано, что с использованием арабского языка в принципе нельзя построить субъект-предикатную конструкцию по формуле «S есть P». Это означает, что мышление, использующее этот язык, не нуждается в конструкциях, выражаемых такой формулой (если бы они были нужны, арабский язык давно обзавелся бы ими), а связывание субъекта и предиката предполагает здесь другую логику. Из этого, в свою очередь, вытекает, что мышление может быть выстроено на другой платформе, нежели та, что была основана в античности и развита западной традицией. Это - процессуальное мышление, опирающееся на процессуальную логику.

Специально во избежание часто встречающегося недоразумения подчеркну, что речь ни в каком смысле не идет о чем-то вроде гипотезы Сепира-Уорфа или других теориях зависимости мышления от языковых форм. Наоборот, языковые формы позволяют судить об устройстве мышления именно потому, что мышление способно кодировать и перекодировать язык в соответствии со своими нуждами, а потому принципиальное отсутствие (невозможность) формулы «S есть P» в пространстве арабского языка свидетельствует о принципиально ином устройстве мышления.

28.01.14. На страницу книги «Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство» http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls_osn/oglav.htm добавлен файл для экранного просмотра, имеющий небольшой размер (10 Mb http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls_osn/lsosn_.pdf), поскольку большой файл с полным разрешением вызывал у некоторых пользователей проблемы со скачиванием.

02.12.13. Опубликована работа "Шкатулка скупца, или почему мы верим в законы логики" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/shkat_i.htm. Она служит вводной статьей к тому переводов Ибн Араби (второй том его "Избранного" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/annot.htm), но имеет, конечно же, независимое значение. Она важна для меня прежде всего тем, что здесь мне впервые удалось строго описать процессуальную логику по той же схематике, по которой описывается аристотелевская логика работы с субстанциями. Процессуальная логика отныне - не метафора, не предчувствие и не просто ощущение исследователя, который замечает необычное поведение смыслов в изучаемых текстах или исследуемой культуре. Это - строго описанная логика мышления, которая является логикой ничуть не меньше, чем та, что была открыта и описана греками. В том, что касается арабо-мусульманской культуры, изучение ее феноменов может быть поставлено на твердую почву логики: там, где они должны быть объяснены процессуально, следует применять процессуальную логику, а там, где релевантно субстанциальное объяснение, следует прибегать к логике субстанции. В любом случае это объяснение, т.е. заглубление в логику, должно и может проводиться исследователем, поскольку иначе исследуемый смысловой феномен (текст, явление культуры, т.д.) остается недообъясненным. Но дело не только в этом. Как любая логика, процессуальная логика может исследоваться чисто теоретически, независимо, поскольку - как и любая логика - представляет собой по своей сути чистое a priori. Это, таким образом, то, что делает возможным смысловой феномен, а не то, что конституировано смысловым феноменом. Открытие процессуальной логики - это нечто большее, чем открытие инструмента работы с логикой процесса. Это - строгое доказательство неединственности и неуниверсальности субстанциальной логики Аристотеля как логики работы с миром. Мир процессуален ничуть не меньше, чем субстанциален. Наличие двух равно релевантных логик работы с одним и тем же миром требует понимать логику как логику смысла, а не как формальный инструмент: только такой подход позволяет сохранить убежденность в единстве мира, в априорности логики и ее способности сообщать истину. В общем, формулировка законов процессуальной логики как логики мышления вытягивает за собой едва ли не все фундаментальные вопросы не только теории познания, но и метафизики. А также - вопрос "кто следующий"? Я не думаю, что логика человеческого мышления ограничивается двумя вариантами, логикой субстанции и логикой процесса.

Применением теоретических положений, касающихся процессуальной логики, служит первая глава недавно вышедшего учебника "История арабо-мусульманской философии": http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/textbook/annot.htm. Там введено понятие "процессуально-действенная эпистема", а арабо-мусульманская культура описана в ее основных чертах как определенная этой эпистемой. Возникновение эпистемы и ее проявление в построении смыслового тела арабо-мусульманской культуры - это своеобразная практика для тех a priori, что изложены в "Шкатулке скупца".

Сейчас в издательстве находится еще одна работа, в которой развито понимание сознания как смыслополагания и которая надстраивает верхний этаж над "Шкатулкой", задавая для нее общий контекст.

И, конечно же, сами тексты Ибн Араби, вошедшие во второй том его "Избранного" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/iaizbr2/annot.htm. Думаю, было бы хорошим упражнением прочитать их в оригинале или в переводе и попробовать истолковать, не прибегая к знанию законов процессуально-ориентированного мышления. А потом применить эти законы. Эффект будет очевиден. Многие теоретические и практические вещи, касающиеся этих законов и их функционирования в конкретных случаях, описаны в комментариях к переводу. Эти комментарии по сути служат продолжением, а нередко и дополнением "Шкатулки скупца" и составляют с ней одно целое.

08.10.13. Опубликована аудиозапись доклада "Логика субстанции и логика процесса: проблема божественных атрибутов у ал-Кирмани и Ибн Араби" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/lslp_i.htm, сделанного на международной конференции «Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в исламской культуре» (Москва, Институт философии РАН, 26-27 сентября 2013 г.). Доклад построен на основе статьи, которая будет опубликована, однако он имеет самостоятельное значение.

30.09.13. Еще в 2012 г. в антологии философских текстов (Философия философии. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред.‑сост. В.Кузнецов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012) была опубликована моя статья "Существует ли "всемирная философия", или проблема преодоления чуждости чужого", впервые напечатанная в 1994 г. На странице первой публикации (см. http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/vsem_i.htm) добавлена ссылка на PDF нового издания http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ph_copy/vsem2012.pdf.

11.08.13. Вышел в свет 4-й номер "Ишрака", основная тема которого - исмаилитская философия. Здесь две публикации, обе - обновленные и исправленные варианты старых работ. "Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kiruch_i.htm в основном повторяет энциклопедическую публикацию, с некоторыми редакторскими поправками. Отрывки из "Успокоения разума" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/kirtxt_i.htm подобраны так, чтобы дать в компактной форме представление об этом энциклопедическом труде аль-Кирмани. Текст отредактирован, местами существенно, в сравнении с публикаций 1995 года, добавлены некоторые комментарии.

10.08.13. Вышли в свет учебник и антология "История арабо-мусульманской философии": http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/textbook/annot.htm (Учебник) и http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/istarph/anthol/annot.htm (Антология). К сожалению, я могу опубликовать только сообщение об их выходе в свет и их оглавление: соглашение с издательством не дает права публиковать полный текст. Это - коллективный труд, с участием И.Р.Насырова, Е.А.Фроловой, Я.Эшотса.

23.04.13. Опубликована статья "Новый гуманизм как новый универсализм?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/nhum_i.htm. Здесь общие положения логико-смысловой теории применены к анализу современной проблемы: как быть с добрым старым универсализмом, который чреват тоталитаризмом (а это плохо), но от которого отказаться никак нельзя? Как найти новую формулу универсализма, чтобы хорошее сохранить, а от плохого избавиться? Я предложил свое решение.

03.04.13. Опубликована статья "От доктрины к логосу: рождение арабской философской традиции" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/dlog_i.htm.

22.11.12. Опубликованы: 1) аудиозапись доклада "Философия и вызовы XXI века" http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/vyz21_i.htm и 2) статья "Как можно говорить о логиках мышления разных культур? (Послесловие к статье Го Сяоли)" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_3/goxiao_i.htm. Эти две как будто разные публикации посвящены одной теме: различию логико-смысловых оснований философских традиций "больших" культур (того, что я называю макрокультурными ареалами). Если бы для китайской (наверняка!) и индийской (очень вероятно) культур были бы найдены их логико-смысловые основания, мы бы далеко продвинулись в их понимании и исследовании.

05.09.12. Опубликована статья "Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/lspodh_i.htm. Здесь дано краткое, но емкое и по существу описание того, (1) как логико-смысловая методология работает при изучении культуры, к которой исследователь не принадлежит по факту своего рождения и воспитания; (2) как такое приложение логико-смыслового подхода связано с общим пониманием сознания как смыслополагания; и (3) в чем принципиальное отличие логико-смыслового подхода от традиционного универсализма и цивилизационного подхода. Поскольку изложение краткое, почти тезисное, но вместе с тем максимально заостренное, оно приглашает к критике и даже опровержению. Предпринятая Т.Ибрагимом попытка опровержения (см. ниже, "Работа над ошибками") оказалась на поверку настолько неудачной, что сам автор, похоже, предпочел от нее в последний момент отмежеваться. Поэтому поле для критики открыто, как и раньше; и для конструктивного приложения логико-смысловых идей, конечно, тоже.

01.07.12. Опубликованы тезисы и аудиозапись доклада "Зачем востоковеду методология компаративистики?", сделанного на секции «Сравнительная философия» на VI Российском философском конгрессе (Н.Новгород, 27-30 июня 2012 г.). Речь о том, как можно понимать культуру как логическую целостность, как не потерять "собственное лицо культуры" при ее исследовании и почему исследование культуры может быть исследованием архитектоники сознания. Очень тезисно, конечно; зато целостно.

18.06.12. Опубликована статья "Философия перевода и перевод философии" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/phper_i.htm. Здесь поставлен вопрос: благодаря чему возможен перевод (а не как его делать)? Попытка всерьез ответить на него заставляет говорить об области чистого смысла как о посреднике между двумя языковыми формами, служащими исходной и результирующей сторонами перевода. Понятие чистого смысла концептуализировано через категории связности и целостности. Дан набросок применения полученных результатов к проблеме перевода философских текстов.

04.06.12 Опубликована статья "Работа над ошибками: чем объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима?" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/rabota_i.htm. Это - давно обещанный ответ на долгую серию попыток Т.Ибрагима доказать полную несостоятельность логико-смысловой теории и некомпетентность ее автора (см., например, http://smirnov.iph.ras.ru/win/crit.htm). Конечно, если бы дело было только в Т.Ибрагиме, не стоило бы и вовсе затевать ответ: претендент на звание оппонента, отказавшийся от оппонирования и скрывшийся с поля боя в последний момент, не признав поражения и никак не объяснив свой побег, вряд ли достоин внимания. Дело не в нем. Дело в том, что в этой публикации я постарался разъяснить узловые моменты своей позиции, которые важны и сами по себе, и потому, что в этих пунктах мне приходилось сталкиваться с ошибочным толкованием.

04.06.12 Опубликована статья "Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн Араби"  http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/gaw_i.htm. Здесь показано ядро философской системы Величайшего шейха - именно системы, и показано, почему это система и как она разворачивается в текст.

04.06.12 Опубликован перевод фрагмента 1 геммы "Фусус ал-хикам" Ибн Араби http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/fus1_i.htm. Наконец-то опубликована хотя бы часть текста "Гемм" в новой редакции и с настоящим комментарием. Будет интересно сравнить мой комментарий с тем, что предлагает нам ученая иранская традиция (см. Амули Х.Х. Комментарий к первой главе «Гемм мудрости» Ибн ал-Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 124-137), и задуматься об эффективности логико-смыслового подхода, который дает возможность увидеть подлинный нерв текста, разглядеть очевидное, но безнадежно скрывающееся при искажении логико-смысловой перспективы.

26.03.12 Добавлен доклад «Окружность-и-центр: интерпретация образа у Плотина и Ибн Араби» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/oit_i.htm

23.02.12 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/crit.htm

02.01.12 Добавлена статья «Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев» (публикация в «Камне веры») http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ianbkv_i.htm.

08.11.11 Добавлен доклад «Как я понимаю философское исламоведение (предварительный набросок типологии арабистики)» http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/typar_i.htm.

30.09.11 В библиотеку переводов http://smirnov.iph.ras.ru/win/teach/library.htm добавлены тексты ал-Фараби, Абу Бакра ар-Рази, ал-Бируни, ас-Сухраварди, аш-Шахрастани, ан-Ниффари, Ибн Араби

15.07.11 Добавлены страницы http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/svet_i.htm, http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/suhr_i.htm и http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/ls/ls_i.htm

01.06.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/eng/pube/helph_i.htm

28.05.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/vozm_i.htm.

17.05.11 Дополнена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls/annot.htm (добавлен полный текст "Логики смысла" одним файлом).

12.05.11 Дополнена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ls/annot.htm (добавлена рецензия).

26.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win//interv/expert_i.htm.

16.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/mk_i.htm.

04.04.11 Добавлена страница http://smirnov.iph.ras.ru/win/audio/phper_i.htm.

11.04.11. Добавлена данная страница.